Последние новости
Творческая встреча
19.11.2014

Виртуальная фотошкола приглашает

Фотолекторий
05.11.2014

Новая форма работы нашей школы - выездной фотолекторий

Новый маршрут
07.10.2014

Теперь маршрут наших фотоэкспедиций будет включать Грузию

10.08.2013

Фотографический сайт INSPIDER.ru обратился с просьбой дать интервью.

17.06.2013

Как становятся фотографом или первый практикум на Петровском острове

Фотография: смотрим, видим, говорим

+++++
18.04.2013

К вопросу о фотографической критике

Публикуя снимок на сайте, мы преследуем различные цели - от фиксации события («здесь был Вася») до поиска конструктивной критики. Последнее – важнейшая из надежд.

Чаще всего в ответ получаем реплики, свидетельствующие о душевном отношении зрителя к автору, не имеющие к фотокритике ни малейшего отношения. Постепенно свыкаемся с этой бедой, превращая таким образом сайт художественной фотографии в удобное файлохранилище да еще с замечательной возможностью свидетельства взаимной приязни…

В самом деле, чем полезен отзыв «Отличное фото», или «Прекрасный пейзаж», или «Замечательный типаж», и тому подобные? Ничем, кроме сознания, что френдлента меня еще помнит…

Пора пересмотреть наши «любовные» отношения, коллеги.

Предлагаю обсудить нечто вроде декларации о сотрудничестве.

Согласимся, во-первых, с тем, что имеем право публиковать снимки очень разного содержания. Например, хочу показать хронику дружеской встречи или недавнего путешествия. На здоровье! Но тогда – без оценок, рейтингов и прочей атрибутики. И под таким снимком балагурим в собственное удовольствие, и всякий видит, что здесь просто взаимоприятный дружеский треп…

Другой случай: снимок дался непросто, в нем реализован авторский замысел, читается новизна в подаче материала, эмоциональное содержание. Быть может, автор ищет помощи, дружеского совета, разрешения собственных противоречий… Вот здесь-то впору выступить с настоящим анализом работы, творческой критикой.

Кажется, мы опасаемся самого понятия критики, подменяя его ругательством, разгромом. Увы, небезосновательно. Часто творческая импотенция зрителя становится барьером на пути взаимного понимания. Но немало среди нас других, кому нелениво осмыслить увиденное, проанализировать сюжет, оценить творческую составляющую работы, подметить достоинства снимка, равно как и дефекты изображения, чтобы в корректной форме и поучительно высказать свое впечатление от увиденного.

Важно не забывать, что всякий снимок – обращение к зрителю, своеобразное высказывание автора. И, как следим за чистотой речи, так надлежит следить и за выразительностью и содержательностью фотографического языка…

В качестве частного мнения предлагаю два варианта реакции на публикации коллег. Первый – так сказать, по касательной: выставить оценки, тюкнуть в соответствующие кнопки ХОТ, чтобы тем самым хотя бы формально засвидетельствовать свое деятельное участие ( случается ведь, что на пространную рецензию попросту в данный момент нет времени, сил или настроения…

Но тогда второй вариант – это более или менее развернутая критика опубликованного произведения. К ней, кстати, можно вернуться и позже, когда позволит время, найдутся настроение и силы…

Не будем требовать в любом случае исчерпывающей критики всех аспектов. Кому-то сподручнее выявить одни только достоинства снимка и снисходительно промолчать о прочем, другой, непременно отметив положительные моменты, укажет на видимые изъяны. И, опять-таки, не просто «плохо», «неудачно» и т.п., а пользуясь известными критериями оценки художественности.

Уместно говорить о композиционном решении, ракурсе и точке съемки, колористике или светотональном рисунке, использовании существующего или постановочного света, умелом использовании возможностей камеры, оптики, различных аксессуаров, способов выделения сюжетно важного и других элементов фотографического языка.

Думается, такой подход даст возможность не сводить обсуждение работы только к характеристике резкости, контраста, приемов постобработки. Он же позволит автору деятельно участвовать в обсуждении, разъяснить свою творческую позицию, согласиться с критикой или отстаивать свое видение.

Тогда станет возможным на зрительское «Вау!» ответить чем-то большим, чем вежливое «Спасибо!»

Оставьте комментарий
Имя*:
Подписаться на комментарии (впишите e-mail):

Выберите правильный ответ
Первый космонавт мира
Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения