Последние новости
Творческая встреча
19.11.2014

Виртуальная фотошкола приглашает

Фотолекторий
05.11.2014

Новая форма работы нашей школы - выездной фотолекторий

Новый маршрут
07.10.2014

Теперь маршрут наших фотоэкспедиций будет включать Грузию

10.08.2013

Фотографический сайт INSPIDER.ru обратился с просьбой дать интервью.

17.06.2013

Как становятся фотографом или первый практикум на Петровском острове

Фрагменты интервью. Часть 1.

-----
14.05.2012

Редакция одного из фотографических интеренет-изданий обратилась ко мне с просьбой об интервью. Здесь начало нашей беседы...

 ... Говорить о моем увлечении фотографией довольно сложно, потому что оно прошло три неравнозначных этапа.

Началось все давно, практически полвека назад. Тогда я был студентом Московского машиностроительного техникума. Кружок фотографии возглавлял увлеченный человек, фотокорреспондент Борис Николаевич Головко. Тогда впервые я поразился магии появления портрета под красным светом лабораторного фонаря, узнал секреты ручной проявки негатива и печати фотоснимков. Разумеется, это была эпоха пленочной фотографии. И сегодня, несмотря на широчайшее распространение цифровой фототехники, продолжаю время от времени снимать на пленку, потому что ее "дыхание" несравнимо с цифровым изображением.

Второй всплеск моего интереса к фотографии пришелся на время офицерской службы. Один из сослуживцев, увлеченный фотолюбитель,  показал публикацию о фотоконкурсе, объявленном Центральным телевидением Советского Союза, и уговорил меня участвовать в этом конкурсе. Безо всякой надежды на успех отправил на ЦТ несколько снимков и, к своему удивлению, был награжден дипломом в одной из номинаций. Кажется, тогда впервые подумал, что заниматься фотографией по-настоящему следует тогда, когда снимки интересны не только родным и друзьям, но и стороннему зрителю. Но тогда они должны нести в себе некую общественно значимую информацию. А это значит, что фотограф должен стать не фиксатором "счастливого момента", а стремиться к обобщению, к образности.  Как раз в это время в печати, в том числе в журнале "Советское фото" развернулась дискуссия о художественности, об особенностях фотографического языка. В условиях армейской службы не было практической возможности учиться у мэтров, приходилось приемы съмки, композиционного решения и другие проблемы осваивать самостоятельно, методом проб и ошибок. Тем не менее увлечение фотографией крепло.

Случилось так, что спустя годы армейская служба привела меня поближе к столице, и здесь удалось сделать шаг, который оказался решительным на фотографической стезе. Некоторое время я обучался в Заочном народном университете искусств в тесном очном контакте с преподавателем. Счастье мое в том, что этим преподавателем оказался выдающийся фотограф и педагог Георгий Мстиславович Колосов. Это один из столпов современного фотографического пикториализма, знаменитый фотопутешественник, энциклопедически образованный человек. Он тот, кому я обязан всем, чего достиг в фотографии. Общение с Г.М.Колосовым стало третьим, определяющим этапом моего интереса к фотографии, который длится по сию пору вот уже три десятка лет.

Естественно, первыми моими зрителями были семья и друзья. Их одобрительное отношение стимулировало стремление заснять дружеское общение, эпизоды служебной деятельности. Но только Г.М.Колосов заставил задуматься об истинном предназначении и роли фотографии. До сих пор с признательностью вспоминаю день, когда прозвучала его реплика по поводу очередного снимка: "Ну вот - готовая выставочная работа." Тогда и появилась надежда на то, что я, возможно, смогу стать настоящим фотографом.

Прошло много лет, пришло какое-то понимание того, что такое настоящая фотография. И пришло нечто более важное - критическое, взыскательное отношение к собственной работе. Убежден, что восхищенные вздохи и комплиментарные отзывы близких людей приятны, но очень малообязывающи. Настоящий зритель - взыскательный и доброжелательный критик. И если берешь в руки фотокамеру, то вовсе не для того, чтобы в очередной раз опубликовать заманчивый пейзаж или приятное лицо, а чтобы посредством снимка высказаться, послать зрителю некое сообщение, говорить с ним на фотографическом языке, понуждать себя к попыткам творчества. А это, надо сказать, немалый и весьма нелегкий труд...

Чем длиннее путь, тем отчетливее понимание того, что фотограф оставляет после себя не километры пленки или гигабайты файлов, а редкие работы, которые можно пересчитать по пальцам, но которые могут жить и оставаться после тебя...

Оставьте комментарий
Имя*:
Подписаться на комментарии (впишите e-mail):

Выберите правильный ответ
Деталь фотоаппарата с линзами
Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения