Последние новости
Творческая встреча
19.11.2014

Виртуальная фотошкола приглашает

Фотолекторий
05.11.2014

Новая форма работы нашей школы - выездной фотолекторий

Новый маршрут
07.10.2014

Теперь маршрут наших фотоэкспедиций будет включать Грузию

10.08.2013

Фотографический сайт INSPIDER.ru обратился с просьбой дать интервью.

17.06.2013

Как становятся фотографом или первый практикум на Петровском острове

Интервью на сайте INSPIDER.ru

-----
10.08.2013

«Можно упрекнуть меня в консерватизме,
но я радуюсь неспешному возвращению интереса к пленке.
Убежден: пленка «дышит» иначе, она пластичнее …
И, как хотите, но колдовство обработки
фотографического изображения волнует и радует больше,
чем работа с монитором».

Всеволод Тоботрас

Серию интервью в рамках рубрики «Разговор по пятницам» продолжит беседа с замечательным фотохудожником Всеволодом Борисовичем Тоботрасом. Член Союза фотохудожников России, доцент Московского государственного Текстильного университета, автор ряда публикаций, организатор обучающих фототуров по Русскому Северу и Северной Осетии – оказался очень доброжелательным и деликатным собеседником. Разговор получился искренним и душевным, как сам Всеволод Борисович, как его работы…

Тоботрас Всеволод Борисович

Тоботрас Всеволод Борисович

Страна: Россия

Город: Москва

Всеволод Борисович, правда ли, что Ваши работы находятся в фондах Каргопольского государственного историко-архитектурного и художественного музея, Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника? Расскажите, пожалуйста, об этих фотографиях. Как их отбирали? Были ли это какие-то  специальные проекты или работы делались в рамках Ваших фототуров по Северу России, а затем привлекли внимание учреждений?  Какие отношения у Вас с сотрудниками этих музеев?

Это правда. Некоторое количество моих снимков в фондах Каргопольского и Соловецкого музеев имеются.  На протяжении многих лет сложилась некая камерная хроника бытия этих замечательных российских провинций. При кажущихся различиях между ними есть нечто судьбоносно общее: они удивительно притягательны, в них особая северная культура, там и здесь в свое время были крупные узлы ГУЛАГа – СЛОН и КаргопольЛАГ… К счастью, музеи озабочены собиранием хроникальных материалов. И мои снимки просто оказались в этом смысле востребованными. Среди них пейзажные и жанровые зарисовки, портреты. Формального отбора не было. Просто после традиционных фотовыставок часть снимков, имеющая некую летописную и, хочется надеяться, художественную ценность, передавалась музеям. И лишь единожды, когда шла работа над фотоальбомом к 850-летию Каргополя, прозвучало слово «проект».

Два десятилетия путешествий на Север не могли не привести к почти родственным отношениям к насельникам этих мест. Не исключение и музейные работники. Мы пришли к отличному взаимному пониманию.

Вы – преподаватель с большим опытом. Когда Вы обучаете новичков, чувствуете ли Вы их глубокую заинтересованность, серьезное отношение и желание узнать как можно больше? Или, все же, начинающим фотографам хочется скорее снимать, кажется – техника есть, остальное приложится?

Современная камера – мощный, интеллектуально оснащенный агрегат. Ее владелец имеет возможность практически одним нажатием на кнопку спуска затвора  получить снимок приемлемого на бытовом уровне качества. И этот, в целом отрадный, факт никак не поощряет обучения фотографии. К тому же наличие мощных графических редакторов создает иллюзию, что любую картинку можно превратить в шедевр. Есть такая расхожая фраза: «Ничего, я все в Фотошопе исправлю…» Это печально, порождает всеядность.

К счастью, есть те немногие, кого не удовлетворяет стандартный подход, кто ищет выразительности, богатства интонаций фотографического языка. Они приходят учиться. Неважно, ко мне или к другому. Но мы сразу договариваемся, что фотографию понимаем как сочетание ремесла и искусства. И значит, начинаем с того, чтобы детально освоить фотографическую технику, а затем учиться читать снимок, искать собственный стиль, развивать художественное видение.

В известной мере это сдерживает пыл начинающего фотографа, но зато в скором времени его работы становятся осмысленными, обретают глубину. Вот тогда можно говорить и о заинтересованности, и о серьезном отношении к делу.

43c456d5799b3a4aaaa8c545c6bb4d10_l

У Вас есть курсы для подростков. Насколько юные ребята готовы впитывать хитрости фотосъемки?  Вообще, с какого возраста, на Ваш взгляд, нужно начинать обучение детей фотографии? Есть ли какие-то специфические трудности при передаче знаний младшему поколению? Может быть, наоборот, у детей есть свой, оригинальный взгляд на фотографию, на мир?

Детей и подростков  можно и необходимо учить фотографии. При этом нет нужды приспосабливаться к их возрасту, изобретать упрощенные методики обучения. Юный возраст – чудесная пора, пора жажды нового, попытки самовыражения, поиска знаний. Детям свойственно образное, острое мышление. Они еще не подвержены штампам. Единственное требование к детскому педагогу – уметь быть не только полезным, а и интересным.

В определенном смысле фотография сродни музыке, балету. Всем этим следует начинать заниматься с младых ногтей. Наша задача – делать это умно и бережно…

Вы начинали заниматься фотографией, когда все было совсем другим: другая техника, другие возможности распространения снимков, обмена мнениями, другая ситуация в фотоиндустрии в целом. Какие изменения производят наибольшее впечатление на Вас? Может быть, что-то утрачено зря, или в чем-то Вы наоборот видите значительный прогресс?

Прекрасный вопрос!  По этому поводу существуют полярные мнения.

Цифровые технологии развиваются стремительно. Появилась возможность насыщать аппаратуру все большим числом  устройств, «облегчающих» жизнь фотографа. Стало быть, мы меньше заботимся о технических параметрах съемки, уделяя все больше внимания творческой составляющей. Сегодня репортер прямо с камеры может отправить материал в редакцию. Конечно же, это расценивается как несомненное благо.

Но вот какое дело… Уходит ощущение таинства. Всеядность тысяч людей с «мыльницами» или более продвинутыми камерами поражает. Казалось бы, все больше  любителей фотографии. Искусство  - в массы. На деле – фотографическое графоманство.

Можно упрекнуть меня в консерватизме, но я радуюсь неспешному возвращению интереса к пленке. Убежден: пленка «дышит» иначе, она пластичнее. Немаловажно и то, что число кадров или листов пленки жестко ограниченно, там не «постреляешь» бездумно. Каждый кадр осмыслен, выдержан. И, как хотите, но колдовство обработки фотографического изображения волнует и радует больше, чем работа с монитором. Мне даже кажется, что фотолюбитель, добившийся каких-то зримых результатов в своем увлечении, порой сожалеет о  том, что не снимает на пленку. В результате многие все-таки пробуют, колдуют мягкорисующей оптикой, исследуют забытые технологии проявки и печати. Многие поднимаются до истинных вершин фотографического творчества.
Среди Ваших учеников много достойных фотографов, кто-то из них ведет свои мастер-классы, кто-то входит в Союз фотохудожников России, Вы сохраняете теплые, дружеские отношения. Но случаются ли разочарования, непонимание, ощущение неблагодарности?

1d94111fac2a8c33d6a7a504fff28243_l

Среди Ваших учеников много достойных фотографов, кто-то из них ведет свои мастер-классы, кто-то входит в Союз фотохудожников России, Вы сохраняете теплые, дружеские отношения. Но случаются ли разочарования, непонимание, ощущение неблагодарности?

Я стараюсь не помнить  этот единственный случай )))

Своим учителем Вы называете Георгия Мстиславовича Колосова. Расскажите, пожалуйста, при каких обстоятельствах состоялось Ваше знакомство? Были ли у Вас совместные путешествия? Есть ли какой-то завет Мастера, который стал определяющим для Вас и Вашего творчества?

7b2645e071ee0ecbdf8d178a8b022f39_l

Колосов Георгий Мстиславович

Тридцать лет назад (да-да!) я пришел в Заочный народный университет искусств. Появляется педагог. Красавец с черной как смоль шевелюрой, цыганской бородой, черными маслинами глаз, тонкими нервными пальцами…  Первый монолог длился 45 минут. А потом Георгий Мстиславович Колосов исчез. Почти на месяц. И я томился, ожидая его возвращения с Севера…

Так в моей жизни возник Мастер, с его любви к Северу началась моя любовь к Северу. Со временем сложилась привычка видеть свои работы глазами Г.Колосова. Этапа копирования стиля Мастера не было… Просто потому, что он неподражаем и недосягаем. Но как локомотив влечет за собой к честной и думающей фотографии.

Относительно завета Мастера позвольте мне сказать, что это не какая-нибудь памятная фраза – это он сам. Всю жизнь бегу за ним, пытаюсь приблизиться, но это бег без финиша. Колосов – явление. Фотограф, мыслитель, литератор, ментор и ритор, философ и педагог. Думается мне, человеку нерелигиозному, Бог водит его рукой, Бог открывает в нужное время его глаза…

4b06ba7ed72e12d72c2e5f36e50d6fa2_l

Колосов Георгий Мстиславович

Последние годы Вы много путешествуете по Северной Осетии, много с любовью говорите о ней. Ваши пейзажи и портреты проникнуты уважением к этой республике и ее народу, передают особую духовность этого мира. Но мой вопрос будет, может быть, немного прозаичен: фотографируют ли всю эту красоту сами осетины? Выражен ли у них интерес к фотографии, просят ли они прислать те работы, которые Вы делаете во время Вашего путешествия, есть ли у них собственные фотопевцы осетинских гор? Насколько их коснулось столь популярное сейчас увлечение фотографией?

Вы знаете, Осетия совершенно поразительно живописна. Необычайно интересны люди, живущие в горах и на равнине. Там встречаются такие характерные типажи, которых не встретишь в иных местах. Человек гор открыт, горд, уважителен и гостеприимен настолько, что согласившись «преломить хлеб», рискуешь встать из-за стола на следующее утро. Приходится останавливать себя, говоря о Северной Осетии, - тема просто нескончаемая…

c573ec351b239606b42f8dad59a58abe_l

«Сестра гор»

При этом с сожалением констатирую, что фотография в нынешней Осетии скорее бытописует, в меньшей степени является направлением искусства. Осетины гордятся пейзажами, поражающими воображение. Улицы сел и городов – просто подарок фотохудожнику. Но… часто видишь человека, снимающего компактом, а то и на телефон, а вот серьезных фотографов мало… Отчасти объясняю это тем, что для местного жителя горный пейзаж – красив, но привычен, не воспринимается экстраординарным. Характерна сценка: однажды наша группа снимала горловину Дарьяльского ущелья. Работали азартно, благо каждые сто метров пейзаж менялся, и чуть ли не ежеминутно менялся характер освещения. И тут подъезжают местные жители, наблюдают за нами, и не могут взять в толк – что уж такого необычного увидели в привычных горах эти странные москвичи…

Возвращаясь в Осетию год за годом, мы неизменно привозим наши снимки тем, с кем сводят дороги путешественника – бабушке Рае из высокогорного аула, шоферу Эльбрусу, очевидцу Кармадонской трагедии Казбеку, полицейским Верхнего Ларса, нашим кормилицам из «Порога неба».

f4437e3a35e4ee78e17bb64ae016b10d_lКазбек

Хочется думать, что со временем удастся совместно с фотографами Осетии организовать передвижную выставку, и это будет знаком нашей благодарности гостеприимной  республике.

В итоге сегодня я знаю о существовании во Владикавказе, кажется, единственного творческого фотографического объединения, единственного виртуального фотографического журнала «Сурэт». Нечасты визиты российский мэтров в благословенную республику, нечасты и фотографические выставки. Осетинское фотографическое поле  ожидает своего пахаря.

Между тем первые фототеалье открылись в нынешней Северной Осетии еще в 80-е годы XIX века, работы первых мастеров были популярны и мастеровиты. Свидетельством тому фонды художественных музеев Владикавказа и замечательная книга Г.Ю. Абрамова и А.И. Энглези «Фотографы Владикавказа».

d15f3d572927061ce3d578ef1f63fef9_l

dbb253910c55c450e8f83342f2ec2675_l

Позволю себе один вопрос из числа моих личных. В этом году  я ездила на фестиваль воздухоплавателей в Переславль, но покататься самой мне не удалось. Я смотрела, как готовят огромные воздушные шары, как они поднимаются в воздух, и ужасно завидовала тем счастливчикам, которые находятся внутри. А потом над нами промчался дельтаплан. Это смотрелось так здорово и одновременно страшно! В прошлом году Вы катались на нем, делали снимки. Расскажите об этом опыте? Не боялись ли, не сложно ли фотографировать в таких условиях?

Это был все-таки мотодельтаплан, то есть не просто летающее крыло, но крыло с моторчиком. Признаюсь, притом, что налет в качестве авиапассажира у меня солидный, на сей раз робел изрядно. Ремень безопасности страховал, конечно, но невольно и руки тянулись к поручням кресла. А в руках ведь камера с вооот таким телевиком… Но снимал, и даже что-то снял. А хочется еще… Пора, кажется, снова в Переславль-Залесский…

И завершить наше интервью я бы хотела несколько философским вопросом: многие говорят об измельчании современного человека, о подмене духовных ценностей материальными. Близки ли Вам подобные печальные размышления? Или Ваша сфера деятельности, путешествия, круг общения спасают Вас от разочарования в современном человеке?

У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Человек – продукт общества. Наше общество сегодня нездорово. И дело не в подмене ценностей. Эпоха в людях – это о нас…

С другой стороны – присмотритесь – как много красивых, умных, выразительных лиц у тех, кто рядом с Вами.  И хороших, толковых людей все равно много больше, чем иных. Нельзя жить только проблемами, нужно искать и находить радость.

Мы занимаемся любимым делом – как можем, рисуем светом, бродим по стране и миру.

Нам некогда разочаровываться.

Оставьте комментарий
Имя*:
Подписаться на комментарии (впишите e-mail):

Выберите правильный ответ
Деталь фотоаппарата с линзами
Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения